Разработан экспресс-метод диагностики рака по слюне

13 декабря 2019 15:17    /    Наука и технологии

Новости-Азербайджан. Ученые разработали метод обнаружения в слюне вируса папилломы человека-16 - штамма, вызывающего рак рта и горла. Описание приводится в журнале Journal of Molecular Diagnostics, передает РИА Новости.

Американские ученые из Университета Дьюка, Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в сотрудничестве с британскими коллегами из Бирмингемского университета разработали метод, позволяющий легко проводить анализ слюны на наличие вируса папилломы человека HPV16 - патогенного штамма, вызывающего рак ротоглотки, - онкологического заболевания, которое редко удается выявить на ранних стадиях.

Новый неинвазивный метод назван исследователями акустофлюидным, так как основой анализирующего устройства, созданного учеными, является крошечный акустофлюидный - работающий как с акустическими, так с микрогидродинамическими сигналами - чип, отбирающий из слюны человека экзосомы - микроскопические внеклеточные везикулы (пузырьки), выделяемые в межклеточное пространство клетками различных тканей и органов.

Считается, что экзосомы играют важную роль в межклеточной коммуникации, и их число увеличивается в связи с развитием некоторых видов рака, в частности рака ротоглотки. Разработанное устройство путем удаления лишних частиц из слюны создает обогащенные экзосомами концентрированные образцы, в которых легко обнаружить специфические для опухоли биомаркеры.

"Ежегодно в мире фиксируется приблизительно 115 тысяч случаев орофарингеального рака. Это одно из самых быстрорастущих раковых заболеваний в западных странах, особенно у молодых пациентов. Поэтому крайне важно, чтобы были разработаны методы его раннего выявления, - приводятся в пресс-релизе издательства Elsevier слова руководителя исследования Тони Джун Хуана (Tony Jun Huang) из Университета Дьюка. - Успешное обнаружение вируса HPV16 в слюнных экзосомах, выделенных нашей акустофлюидной платформой, служит основой для создания такого метода".
Исследователи проанализировали образцы слюны, полученные от 10 пациентов с подтвержденным орофарингеальным раком. У восьми из них новый метод выявил опухолевый биомаркер ДНК HPV16.

Авторы отмечают, что их метод позволяет создать автоматизированную систему скрининга - быстрой и дешевой предварительной диагностики рака, связанного с вирусом HPV, проводимой по месту наблюдения пациентов. На обработку анализа слюны в нем уходит менее пяти минут по сравнению с восемью часами, необходимыми для проведения традиционного анализа на биомаркеры. При этом результаты не зависят от вязкости слюны и методов ее сбора.

Кроме того, метод является количественным и подходит для мониторинга развития опухоли или прогресса в ее лечении.

"Благодаря этим характеристикам акустофлюидная технология может значительно превзойти существующие стандарты, ускорить биомедицинские исследования, связанные с экзосомами, и помочь в открытии новых экзосомных биомаркеров", - говорит доктор Хуан.

По словам исследователей, эта технология также может быть использована для анализа других биологических жидкостей, таких как кровь, моча и плазма.