Ученые создали «опухоль на чипе» для тестирования лекарств от рака

24 декабря 2019 11:59    /    Наука и технологии

Новости-Азербайджан. Команда ученых из Киотского университета (Япония) разработала новую технологию - "опухоль на чипе". С помощью этого устройства можно будет культивировать раковые клетки in vitro и имитировать условия, которые свойственны человеческому организму, сообщает naked-science.ru.

Таким образом, по словам авторов исследования, опубликованного в журнале Biomaterials, появится возможность воссоздать трехмерную структуру клетки и испытывать потенциальные противораковые препараты с большей точностью. Кроме того, метод обещает значительно упростить этот процесс.

"Потенциальные соединения тестируются с использованием животных моделей и клеток, культивируемых в чашке Петри. Однако эти результаты часто не отражают биологических особенностей организма человека, - объясняет один из авторов работы Юджи Нашимото. - Кроме того, клеткам, выращенным в чашке, не хватает трехмерной структуры и кровеносных сосудов или сосудистой сети, которые поддерживают ее жизнедеятельность. Мы же придумали, как создать устройство, которое решает эти проблемы".

Революционное устройство по размерам сопоставимо с обычной монетой, но имеет "лунку" диаметром в один миллиметр в центре, от которой отходит множество микроканалов размером не более 100 нанометров. Суть в том, что опухолевые клетки помещаются в центральную лунку, а клетки, которые выстраивают кровеносные сосуды, располагаются вдоль каналов. В течение нескольких дней сосуды питают, они растут, развиваются и закрепляются.

"Такая перфузируемая (пропускающая кровь. - Прим. ред.) сосудистая сеть позволяет вводить питательные вещества и лекарства и имитировать микросреду организма. Это помогает нам получать более четкую картину соединений для лечения рака", - добавляет Нашимото.

Эксперименты продемонстрировали важность роли кровотока в сетке сосудов: тестируемый противоопухолевый препарат в малых дозах оказался действеннее в статических условиях, а когда он попадал в кровоток, в который по микроканалам поступали питательные вещества, его эффективность снижалась.

"Мы предполагаем, что при низких дозах польза от поставки питательных веществ перевешивает действие противоопухолевого лекарства. <...> Мы надеемся, что новое устройство, благодаря его размерам и эффективности, поможет ускорить тестирование бесчисленного множества новых перспективных препаратов. Хотя остается еще много вопросов, мы показали, что трехмерное перфузирование клеточной культуры жизненно важно для следующего шага в открытии лекарств", - сказал глава исследования Рюдзи Йококава.

Ранее искусственный интеллект нашел не замеченные человеком признаки, связанные с рецидивом рака, а ученые из Университета Восточной Англии разработали новый способ обнаружения онкогенных бактерий и вирусов.